Формирование исследовательских навыков дошкольников через проектную деятельность
Цель:
Обоснование и апробация педагогических условий, которые обеспечат развитие исследовательских навыков дошкольников через проектную деятельность.
Задачи:
- изучить сущность, специфику, содержание и формы исследовательской и проектной деятельности старшего дошкольника в условиях ДОУ;
- выявить возможности проектной деятельности в формировании исследовательских навыков ребенка;
- апробировать выявленные условия развития исследовательских навыков дошкольников через проектную деятельность;
- определить пути повышения психолого-педагогической компетенции педагогов по проблеме развития исследовательской и проектной деятельности дошкольников;
- создать образовательное пространство, позволяющее через общение детей с предметным миром помочь им выявить логические, причинно-следственные связи:
- на предметном уровне: создание визуальных «якорей», обозначающих стадии исследовательской деятельности детей в форме проекта; подбор дидактического материала (и для воспитателей, и для детей); наличие кукольного персонажа-посредника; специфические материалы для творческой деятельности ребенка);
- на содержательном уровне: определение тематики проектной деятельности, выработка методики поиска тем для исследования (по инициативе детей, по инициативе педагогов и воспитателей, по инициативе родителей);
- на личностном уровне: кадровая работа; определение качеств-характеристик участников эксперимента.
Полученные результаты
Для ребенка:
- приобретение навыков, умения и опыта, поведенческой и коммуникативной гибкости, необходимых для адекватного поведения в обществе;
- проявление дружеских чувств и взаимопомощи в группе;
- повышение уверенности в себе;
- овладение различными способами выражения чувств;
- снижение отрицательного эмоционального фона, развитие потенциальных возможностей;
- качественные изменения эмоционально-мотивационной установки детей по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;
- повышение самооценки, коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения;
- развитие внимания, мышления, восприятия, воображения, речи;
- укрепление чувства доверия к взрослому, желания с ним сотрудничать;
- развитие познавательных способностей;
- пополнение лексического запаса детей логопедической группы;
- развитие связной самостоятельной речи.
Для родителей:
- снижение отрицательного эмоционального фона в отношениях с ребенком;
- способность создавать условия для развития его потенциальных возможностей ребенка;
- изменения отношения к ребенку и восприятие его не как объекта воспитания, как субъекта – переход к общению с ним на основе партнерских отношений;
- чувство уверенности в силах ребенка;
- развитие педагогической культуры (ее практического арсенала).
Для воспитателей:
- развитие педагогической культуры (ее практического арсенала);
- развитие профессиональных коммуникативных качеств;
- развитие отношений партнерства и сотрудничества с семьей;
- организован и развивается интерактивный музей предметов старины.